Статистика

Участников системы3571
Количество объявлений27553
Продажа26086
Закупка1459

Тепловозостроение в СССР и России


Тепловозостроение — это отрасль тяжёлого машиностроения, занимающаяся производством тепловозов. СССР является первой страной в мире, положившей начало тепловозостроению.

Начальный период (1924—1941)

Начало отечественного тепловозостроение было положено 4 января 1922 года постановлением СТО РСФСР, инициатором которого был В. И. Ленин. 30 января 1922 года на заседании коллегии НКПС было признано целесообразным «немедленно приступить к сооружению трёх тепловозов». Рассматривались проекты тепловозов с газовой, механической и электрической тяговыми передачами.
Строительство тепловозов с электрической передачей осуществлялось: на заводах Ленинграда (ЮЭ№ 002, позднее обозначался ГЭ1, Щ — ЭЛ1 и ЩЭЛ1) по проекту профессора Я. М. Гаккеля и в Германии (ЮЭ№ 001, позднее Э — ЭЛ2 и ЭЭЛ2) по проекту профессора Ю. В. Ломоносова. Тепловоз с механической передачей (ЭМХт3)был построен по проекту советских инженеров в 1923—1926 годах на немецком заводе Гогенцоллерн и прибыл в СССР в 1927 году.
6 ноября 1924 года тепловоз ЮЭ№ 001 был испытан и принят на рельсовой колее шириной 1520 мм. В тот же день тепловоз ЮЭ№ 002 совершил свою первую поездку. Это были первые в мире работоспособные мощные магистральные тепловозы. На основании изучения в 1927 году опыта их конструирования и эксплуатации к созданию магистральных тепловозов приступили в США, а затем и в других странах. Тепловоз ЮЭ№ 001 прибыл в СССР 20 января 1925 года, 4 февраля тепловоз был зачислен в инвентарный локомотивный парк. Эта дата считается началом тепловозной тяги. 30 декабря 1925 года в инвентарный парк был зачислен тепловоз ЩЭЛ1. Первые тепловозы базировались в Люблино (Московская область), а с 1931 году — в Ашхабаде.
В 1930 году тепловозы начал выпускать Коломенский машиностроительный завод; было построено три маневровых тепловоза (ОЭЛ6, ОЭЛ7 и ОЭЛ10). В 1932 году начался серийный выпуск тепловозов ЭЭЛ (строились до 1941 года). В 1933 году Калужский завод построил маневровый тепловоз АА — 1 с механической передачей. В 1934 году был построен первый в мире двухсекционный тепловоз ВМ.
Эксплуатация тепловозов выявила высокую эффективность их применения по сравнению с паровозами. Тепловозостроение в СССР было прервано в связи с началом Великой Отечественной войны.

Послевоенный период (1945—1955)

В 1947 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения (ХЗТМ) был построен первый тепловоз серии ТЭ1. Его прототипом послужил американский тепловоз серии ДА. В 1948 году на ХЗТМ был построен первый двухсекционный тепловоз серии ТЭ2. Его создатели удостоились в 1952 году Сталинской премии 2-й степени. Следующим этапом развития тепловозостроения в СССР стали создание и освоение серийного производства двухсекционного тепловоза серии ТЭ3. Опытный тепловоз серии ТЭ3 был построен на ХЗТМ в 1953 г. Создание этого локомотива было значительным шагом вперёд. По мощности он был сравним с товарными паровозами серий ФД и ЛВ, а по силе тяги значительно их превосходил.

Новый период (1956—1975)

Повсеместный переход отечественных железных дорог на прогрессивные виды тяги ускорился в 1956 году, когда директивами XX съезда КПСС производство паровозов было прекращалось, а тепловозов и электровозов развёртывалось. С этой целью на производство тепловозов были переоборудованы паровозостроительные заводы: Луганский (Ворошиловградский), Коломенский, Брянский, а также Людиновский локомобильный завод, Калужский, Муромский им. Ф. Э. Дзержинского и Камбарский машиностроительный заводы.
По чертежам Харьковского завода было организовано производство тепловозов серии ТЭ3 на Луганском и Коломенском заводах. В конце 1956 году Харьковский завод построил первые два пассажирских тепловоза серии ТЭ7 (модификация тепловоза серии ТЭ3), а в 1957 году перешел к их серийному производству.
В ноябре 1958 года тот же завод выпустил первый тепловоз серии ТЭ10, а в 1960 году выпустил первый двухсекционный тепловоз серии 2ТЭ10. Этот тепловоз послужил основой для создания целого серийного ряда двухсекционных тепловозов.
В 1960 году ХЗТМ начал производство пассажирских тепловозов серии ТЭП10. Одновременно на Коломенском заводе был создан пассажирский тепловоз серии ТЭП60. В 1961 году Луганский завод создал тепловоз серии 2ТЭ10Л.
Рассматриваемый период характеризуется также разработкой тепловозов с гидравлической передачей. В конце 1956 года Муромский завод им. Ф. Э. Дзержинского построил два первых маневровых тепловоза серии ТГМ1, в 1962 году он же построил первый маневровый тепловоз серии ТГМ23. Также в этот период маневровые тепловозы с гидравлической передачей начал строить Ворошиловградский завод. В конце 1956 года он выпустил первый тепловоз серии ТГМ2. В октябре 1958 года Калужский машиностроительный завод выпустил первый маломощный тепловоз серии ТГК, а в 1960 году — тепловоз серии ТГК2. В 1959 году Людиновский завод построил первые пять тепловозов серии ТГМ3.
Помимо маневровых тепловозов с гидравлической передачей в этот период строились и магистральные тепловозы с аналогичной тяговой передачей. Первым таким тепловозом стал опытный ТГ100 — 001, построенный в 1959 году Луганским заводом. В конце того же года завод построил первый тепловоз серии ТГ102. Серийное производство этих тепловозов в октябре 1960 году начал Ленинградский тепловозостроительный завод.
Луганский завод в 1961 году изготовил опытный тепловоз ТГ105 — 001, в октябре того же года был построен первый тепловоз серии ТГ106. В конце 1962 году Коломенский завод построил первый тепловоз серии ТГП50. Тепловозы ТГ106 и ТГП50 были мелкосерийными локомотивами (было построено соответственно три и две единицы). В 1967 году Людиновский завод построил первые два тепловоза серии ТГ16, предназначенные для работы на железных дорогах Сахалина.
В СССР, помимо маневровых тепловозов с гидропередачей также строились подобные локомотивы с электрической передачей. В 1956 году Калужский завод построил первый тепловоз-электростанцию серии МЭС. В 1958 и 1959 годы Ворошиловградский (Луганский) завод построил четыре тепловоза серии ТЭВ (ТЭЛ). 19 июля 1958 года Брянский машиностроительный завод построил первый тепловоз серии ТЭМ1, а в 1960 г. начал строить тепловозы серии ТЭМ2 (усиленный вариант тепловоза серии ТЭМ1). Этот тепловоз является родоначальником целого ряда модифицированных локомотивов. На его же базе были созданы экспортные тепловозы (ТЭМ4, ТЭМ15 и др.). В 1970 году Брянский завод изготовил партию тепловозов серии ТЭМ5. В 1971 году он же выпустил лёгкий универсальный тепловоз серии ТЭМ6. В 1964 году Луганский завод построил два опытных тепловоза серии М62. В 1965—1988 годах завод строил подобные тепловозы для Венгрии и других стран. В 1970—1976 годах тепловозы серии М62 строились для СССР. Тот же завод в 1968—1969 годах построил два опытных тепловоза серии ТЭ109.
1970-е годы характеризуются появлением более совершенных тепловозов. 3 марта 1971 года Ворошиловградский завод выпустил первый тепловоз серии 2ТЭ116. Эти тепловозы продолжают строиться и сейчас. Этот завод в том же году построил первые два тепловоза серии ТЭ114. Завод построил более 240 таких тепловозов для Сирии, Египта и других стран, и лишь 14 для отечественных промышленных предприятий.
В 1973 году Коломенский завод создал новый пассажирский тепловоз серии ТЭП70.
Знаменательной вехой в истории отечественного тепловозостроения стало создание в 1975 году Людиновским заводом маневрово — вывозного тепловоза серии ТЭМ7. Эти тепловозы выпускаются по сей день (тепловозы серии ТЭМ7А).

Новейший период (1976—1985)

Этот период начался созданием на Коломенском заводе в 1976 году пассажирского тепловоза серии ТЭП75 (на основе тепловоза серии ТЭП70). Данный период характерен тем, что большую часть новых магистральных тепловозов создал Ворошиловградский завод. В 1976 году завод, прекратив строить для советских железных дорог односекционные тепловозы серии М62, начал выпускать двухсекционные локомотивы серии 2М62. В 1977 году тот же завод создал грузовой тепловоз серии 2ТЭ121. Уже в 1979 году Ворошиловградский завод построил первые трёхсекционные тепловозы серии 3ТЭ10М, а затем с 1981 года начал выпускать и двухсекционные тепловозы серии 2ТЭ10М. В том же году появились тепловозы серии 2ТЭ10МК. В 1981—1982 годах было построено четыре опытных тепловоза серии 2ТЭ116А. В конце 1982 году был построен опытный четырёхсекционный тепловоз 4ТЭ130 — 001. В 1983 году появились тепловозы серии 4ТЭ10С, предназначенные для Байкало-Амурской магистрали. В 1984 г. был построен опытный тепловоз ТЭ136 — 0001, а в 1985 году — опытный тепловоз ТЭ127 — 0001.
Данный период также характерен постройкой маневровых тепловозов. Так, в конце 1978 году Брянский завод построил опытный тепловоз серии ТЭМ2У, а с 1984 году начал строить их серийно. В 1978 году тот же завод изготовил опытный тепловоз ТЭМ2УС — 0001. В том же году Людиновский завод построил опытный тепловоз ТЭМ12 — 0001. В 1979 году появились тепловозы серии ТЭМ3. В 1981 году Камбарский машиностроительный завод начал строить тепловозы серии ТГМ40. Людиновский завод в 1983—1984 годах построил опытные тепловозы ТГМ9, ТГМ12 и ТГМ14.

Современный период (1987 — наши дни)

Современный период отечественного тепловозостроения начался созданием в 1987—1988 годах Ворошиловградским заводом опытного двухсекционного грузового тепловоза 2ТЭ126 — 0001 (на базе тепловоза серии ТЭ136). В 1988 году Коломенский завод построил новый пассажирский тепловоз ТЭП80 — 0001, а в 1989 — ТЭП80 — 0002. В 1990-х годах, несмотря на отсутствие заказов от МПС, Брянский завод продолжал работы над созданием новых типов локомотивов. В 1997 году им был построен первый в России газодизельный тепловоз серии ТЭМ18Г. В эти же годы конструкторы Брянского завода работали над созданием тепловозов в с электрической передачей переменного тока. Первый такой тепловоз был создан в 1998 году переоборудованием тепловоза серии ТЭМ2. В 2000 году завод изготовил принципиально новый маневрово — вывозной тепловоз ТЭМ21 — 001. В 2005—2006 годах на заводе совместно с ВНИКТИ созданы грузовые двухсекционные тепловозы серий 2ТЭ25А и 2ТЭ25К.
Для Людиновского завода 1990-е годы характеризуются значительными экономическими трудностями из — за резкого спада заказов на маневровые и промышленные тепловозы. В этих сложных условиях были созданы новые локомотивы для железных дорог Сахалина: магистральный тепловоз серии ТГ22 и маневровый серии ТГМ11 взамен исчерпавших свой срок службы тепловозов серий ТГ16 и ТГМ7.
В 1998 году совместно с фирмой General Motors (США) заводом были построены два грузовых односекционных двухкабинных тепловоза серии ТЭРА1. В 2009 году завод создал и запустил в производство маневровые тепловозы серии ТЭМ9, а в июле 2011 года был построен опытный тепловоз ТЭМ14 — 0001.

Просмотры: 5614 Сегодня: 2129


Основной вид деятельности портала TRPORTAL.RU — это размещение каталога по продаже и аренде тепловозов, поездов, локомотивов и железнодорожных запчастей к ним для юридических и физических лиц.
TRPORTAL.RU оказывает маркетинговые и рекламные услуги для повышения потока потенциальных клиентов.

Обеспечение информацией промышленных предприятий появлении новых товарных позиций всегда было одним из наиболее приоритетных направлений TRPORTAL.RU. Посетители портала TRPORTAL.RU являются предприятия и организации, представляющие все железнодорожные отрасли промышленности: железнодорожная техника, Материалы ВСП, ремонт тепловозов, аренда тепловозов.

Кроме того, клиентами компании являются железнодорожные компании по всей России и Украины. Наша компания TRPORTAL.RU(продажа, покупка, ж/д оборудования) предоставляет гибкую систему скидок и ценообразования в зависимости от величины и постоянства заказов на рекламные и маркетинговые услуги, индивидуальный подход для того, чтобы компания в будущем времени значительно расширила сферы своей деятельности.

Как подать бесплатное объявление о продаже или покупке ж/д оборудования? Чтобы добавить бесплатное объявление о продаже или покупке ж.д транспорта или подобной продукции выберите раздел "Добавить объявление" укажите тип объявления в зависимости от ваших потребностей. Заполните краткое название продукции. Составьте качественное, грамотное описание Вашего продукта техническое состояние, желаемую цену, добавьте для наглядности фотографию, это позволит увеличить число заинтересованных покупателей и прибавит вероятность продажи продукции.